Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Динамика административно-территориального устройства Кубани: причины, последствия

25.04.2013. Количество просмотров: 464

Макаренко М.Ю. (г. Краснодар)


13 сентября 1937 г. Краснодар вернул утраченный тринадцатью годами ранее статус административной столицы региона, сохраняя его на протяжении 75-ти лет. Цель предлагаемых материалов, проанализировав ретроспективу административно-территориального устройства Кубани, определить перспективы развития Краснодарского края.

Устойчивость административно-территориального деления (АТД) – фактор экономической стабильности, определяя интенсивность экономических, социальных и культурных контактов региона. Изменения сети АТД вызывают перемены, затрагивающие практически все аспекты жизни социума.

Административная карьера Екатеринодара-Краснодара складывалась успешно. В 1867 г. законодательно оформилось изменение статуса войскового града Екатеринодара в гражданский город. В 1860 г. город становится административным центром вновь образованной (указ от 8 февраля 1860 г.) Кубанской области, территориально более обширной, чем бывшая Черномория. При этом Екатеринодар сохраняет статус резиденции наказного атамана Кубанского казачьего войска, созданного 19 ноября 1860 г. путем слияния Черноморского с шестью бригадами Кавказского линейного войска. С окончанием в мае 1864 г. военных действий на Западном Кавказе регион получил возможность социально-экономического развития.

В 1866 г. территории Черноморского побережья были преобразованы в Черноморский округ, послуживший основой созданной в 1896 г. Черноморской губернии с центром в Новороссийске. Объединены Черноморская губерния и Кубанская область в марте 1920 г. С этого времени начинается полоса административно-территориальных перетрясок, происходивших не только на Кубани, но и по всей России.

К середине 1920-х гг. намечается возвращение к пониманию того, что экономическая конъюнктура (а, следовательно, и логика АТД) региона определяется естественно-географическим фоном. Именно возвращение: необходимость учета «обстановки природы» при выяснении экономических потенций Кубани отмечалась еще в трудах Ф.А.Щербины.

В 1924 г., и был образован Северо-Кавказский край. Решение о его формировании созревало постепенно и тщательно обдумывалось. В октябре 1922 г. зампред совнаркома А.И. Рыков говорил о необходимости радикальных изменений административно-территориального устройства: «управлять из Москвы семьюдесятью губерниями… правительство не может, не создавая бюрократизма, выход из этого положения может быть только в районировании… мы стали теперь перед гигантской революцией в области экономического устройства...».

В первую очередь районированию (в определенной степени экспериментально-показательному) подлежали стратегически важные регионы – промышленный Урал и сельскохозяйственный Юго-восток.

13 февраля 1924 г. ВЦИК признал необходимым завершить районирование Юго-Восточной области (края) в течение 1924 г. и определил ее территориальный состав: Донская и Кубано-Черноморская области (в документе – «Кубанская»), Терская и Ставропольская губернии, город Грозный, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Адыгее-Черкесская и Чеченская автономные области.

Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 2 июня 1924 г. Юго-Восточная область (край) за исключением национальных областей делилась на новые административно-территориальные единицы ─ округа и районы.

Осенью 1924 г. в соответствии с постановлениями Президиума ВЦИК от 16 октября и крайисполкома от 16 ноября Юго-Восточный край переименовывается в Северо-Кавказский. Существенных административно-территориальных преобразований изменение названия за собой не повлекло.

В январе 1934 г. западная часть Северо-Кавказского края становится основой Азово-Черноморского, в состав которого вместе с территориями нынешних Ростовской области и Краснодарского края вошли Адыгейская АО и Северная область (Миллерово). Административно-территориальное образование утратило свою масштабность. Между тем, десятилетний стаж существования выглядит солидным на фоне административной чехарды начала 1920-х гг. Главное – создается прецедент объединения практически всех территорий Северного Кавказа в рамках одной административно-территориальной общности.

По материалам переписи 2010 г., Краснодарский край – на втором (после Московской области) месте в демографическом рейтинге регионов России. За период между переписями (2002–2010 гг.) численность населения края увеличилась почти на 2%, составляя 5 млн 227 тыс. человек.

С численностью 710 тыс. жителей Краснодар занимает 17 место в списке крупнейших городов России. Ростов – на десятом (с численностью 1 млн. 055 тыс. чел.).

Период замедленного роста Краснодара практически полностью совпадает с зигзагом административной карьеры. В конце XIX в. южнороссийские столицы разделяли только пять позиций: Ростов был пятым, Екатеринодар ─ десятым. Став центром Северо-Кавказского края, Ростов получил дополнительный стимул развития, используя служебное положение для того, чтобы «снимать сливки» социокультурного развития региона.

Современная внутри региональная конъюнктура способствует усилению социально-экономического статуса столицы Кубани. Качественно город растет из системы внешних связей, стягивая инвестиции и людские ресурсы, новые технологии и прибыльные проекты.

Доминирование на Кубани сельскохозяйственной отрасли определяет отсутствие промышленных конкурентов Краснодара (исключение – Новороссийск). Зато подрастает инвестиционный – столица зимней Олимпиады 2014 – город Сочи. Однако основывающий экономическое благополучие на притоке финансов извне Сочи вынужден делиться с Краснодаром, обслуживающим его потребности (в первую очередь, технические и культурные). Крупный порт Новороссийск также нуждается в идентичных услугах столицы Кубани.

Потенциал города-центра, его возможности обслуживать «подшефную территорию» (образное выражение Г. Лаппо) определяют пространственный размер конкретных административно-территориальных образований. На протяжении XX–XXI в. многие города теряли контролируемые пространства: современная Астраханская область занимает только 19% Астраханской губернии. На этом фоне, учитывая магистральную тенденцию разукрупнения административно-территориальных единиц, потери Краснодара (самая значительная из них ─ выход из состава Краснодарского края в 1991 г. Адыгейской ССР) выглядят скромными, а перспективы формирования рынка труда в инвестиционно-привлекательном регионе – обнадеживающими.


Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: Материалы всероссийской научно-просветительской конференции 5-9 октября 2012 г. (ХХII Адлерские чтения) / Ред.колл.: А.А. Зайцев, П.Е. Бойко, А.В. Ващенко, А.М. Виноградов, В.А. Кокориков, С.А. Марков, В.Н. Петров, В.Н. Ратушняк, В.И. Чёрный, В.М. Юрченко; Администрация Краснодарского края, КРПООО «Знание», КубГУ, Филиал СПб ИВЭСЭП в г. Краснодаре – Краснодар: Традиция, 2012. – с. 328 – ISBN 978-5-91883-065-9

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Освоение и управление землями ККВ // История административного деления

Рейтинг@Mail.ru