К самому светлому православному празднику казаки готовились тщательно – стремились к перемирию, выбеливали хаты, чистили подворье. Но главное, держа пост, приводили в порядок свою душу: молились, исповедовались, принимали причастие, помогали ближним, сиротам, просили у всех прощение и сами не держали обиду на тех, кто вольно или невольно нарушил Христовы Заповеди. С легкостью отпускали обидчика со словами «Бог простит…»

Обычно к Рождеству резали кабана, барашка, гусей, индеек, делали холодец и колбасы, пекли пироги с разнообразной начинкой. Однако, главным блюдом стола считалась голодная кутья, приготавливаемая к вечеру Рождества, ее еще называли «багата кутья» или «вечеря». Предпочтение при их приготовлении было отдано пшенице или ячменю. К кутье полагалось сварить узвар – напиток из сухофруктов. И хотя приготовлением кутьи занималась хозяйка дома. Кутью и узвар ставили в Святой угол на покуть – там предварительно простилали сено. Сено, на котором стояла кутья, не выкидывали, а подкладывали в гнезда курей или отдавали худобе.

Очень красивый обычай бытовал в станице Новолокинской. За две недели до Рождества отец срезал ветку вишни, на которой обязательно должно было быть еще семь небольших веточек. Срезанную вишню, в горшочке с водой, ставили в Святой угол, и к Рождеству она вся покрывалась цветами.

Вечеря – это традиционный семейный ужин, для которого в родительский дом сходились женатые сыновья со своими детьми и приглашались одинокие соседи. Кстати, вечеря рассматривалась еще и как поминовение умерших, поэтому на стол обязательно ставили лишний прибор.

Трапеза начиналась после посещения казаками всенощной - с появлением первой вечерней звезды. Вначале всегда разговлялась кутьей, которую вместе с узваром предварительно окропляли святой водой. Первая ложка кутьи являлась прерогативой главы семьи.

Вечером начиналось любимое занятие детей и подростков – «ношение вечери». По кубанскому преданию, носить кутью с пирожками непременно, как правило, носили дети и молодежь.

Кутью обязательно несли крестным родителям, бабушке с дедушкой и близким родственникам. Заходя в дом, дети говорили: «Здравствуйте, с праздничком, с Рождеством Христовым! Папа и мама вечерю вам прислали». Хозяева пробовали кутью, а взамен докладывали свою. За принесенную вечерю детвору ожидали подарки: мелкие деньги, конфеты и орехи. Также девочкам дарили платки и кукол, а мальчикам – рубашки и деревянных коников.

Ранним рождественским утром мужчины, парни и мальчики, объединившись в небольшие группы, отправлялись рождествовать или христославить. Накануне для проведения этого обряда они изготавливали из фанеры, сита и обруча «звезду», чаще всего восьмиконечную. Лучи «звезды» обычно украшали цветной бумагой, лентами и бумажными цветами, внутри «звезды» ставили иконку, свечу или лампадку. Готовую «Звезду» несли на высоком шесте впереди группы рождествующих. Все старожилы отмечают, что рождествующим никогда не отказывали в проведении обряда, и всегда с нетерпением ждали, когда же они постучат в двери дома со словами: «Пустите порождествовать!».

Затем рождествующие, поставив «звезду» перед собой, обращались в Святой угол (он находился на востоке), и исполняли тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш!». Пришедших щедро одаривали колбасами, салом, пирожками, конфетами и мелкими деньгами. Взрослых могли посадить за стол с угощениями и вином. Такая щедрость основывалась на поверье – не принять рождествовальщиков считалось большим грехом. Кстати, согласно традиционным представлениям, в дом на Рождество Христово первым должен был прийти мужчина – это сулило семье счастье и благополучие.

Рождественский стол был богат изобилием. В центре любого рождественского стола обязательно стояла кутья. Потому что она символизировала завершение поста и возможность после молитвы разговеться.

Многие блюда рождественской кухни были унаследованы от черноморских казаков, пришедших на Кубань. Предпочтение отдавалось: холодцу, «домашней» колбасе, фаршированному свиному желудку (ковбыку). Как правило, его основными ингредиентами являлись: свинина, курица и утка, чеснок, яйца куриные, специи по вкусу. Это блюдо после поста насыщало организм, являло собой задел на весну и придавало новые жизненные силы.

Украшал рождественский стол запеченный с яблоками, черносливом, гречкой (в наши дни- предпочтение отдается урюку) – молочный (молодой) поросенок, гусь, реже - утка.

Особым блюдом «по-царски» была «кровянка» - колбаса, в основу которых входила кровь животных (корова, свинья), сало и специи. Считалось, что это блюдо придавало казаку силу и мужество.

Ни одни кубанский стол не обходился без солений. В том и проявлялось кулинарное искусство каждой казачки, чтобы выдержать пропорции в приготовлении непременно хрустящих, в меру пряных и соленых огурцов, пелюстки из капусты, моченые виноград, яблоки, сливы. Королем всех солений по праву считался арбуз (предпочтение отдавалось черным сортам арбузов с мелкой косточкой). В меру выпитая горилка под эти соления придавала и ощущение праздника, и радости, и достатка.

Целью Рожденствеского стола была - бэсэда - разговор, застолье, сообщество. Стол накрывался ради ближних – братов, кумовьев, соседей. На Кубани говорили: «Добра та бэсэдонька, дэ атаман е». В теплом кругу сорадовались Рождению Христа, собственным удачами удачам близких. Пели песни, ратовали о боевых походах, добрым словом и молитвой вспоминали усопших и всем живым желали здравия.

Послевкусие светлого Праздника сохраняется у казаков Кубани до следующего Рождества.