В министерстве просвещения РФ состоялось заседание постоянной комиссии Совета при Президенте РФ по делам казачества по содействию развитию системы казачьего образования, организации работы с казачьей молодежью, ее военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию.

Под председательством заместителя министра просвещения РФ Виктора Басюка члены комиссии обсудили вопросы реализации плана работы в части проведения мероприятий патриотической направленности для общеобразовательных организаций, реализующих казачью составляющую. В первую очередь это ежегодные мероприятия «Казачий сполох», спартакиада допризывной молодежи и Всероссийский смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус».

В заседании комиссии принял участие атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда, его заместитель Константин Перенижко, начальник отдела по работе с казачьей молодежью, развитием образования и культуры Александр Ожеред и главный специалист Марина Булатова, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Жанна Садовникова, начальник отдела Анна Тимофеева, заместитель директора Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» Оксана Шестакова.

Как отметил Николай Долуда, важно понимать, между какими учебными заведениями проводится этот конкурс. В закон об образовании внесены изменения, на основании которых определено название «казачий кадетский корпус». В реестре страны числится 28 казачьих кадетских корпусов, но именно их 18, а остальные 10 учебных заведений - это училища и школы-интернаты. И не все они соответствуют требованиям и содержанию казачьего кадетского корпуса. Поэтому их необходимо привести в соответствие.

- Многие казачьи кадетские корпуса находятся не под ведомством органа исполнительной власти, курирующего казачество, а под ведомством министерства образования субъектов РФ. Именно в таких кадетских корпусах зачастую отсутствует казачий компонент - изучение истории, культуры, обычаев и традиций казачества, православной культуры. Очень важно, чтобы у ребенка укрепилось правильное понимание смыслов чести, достоинства, готовности защищать Родину и прийти на помощь людям, попавшим в беду, - считает Николай Долуда.

Войсковой атаман нацелил работу комиссии на эффективный результат работы системы казачьего образования. Для этого, прежде всего, необходимо проводить идеологическое воспитание кадет, чтобы в будущем для них считалось престижным избираться атаманами первичных, районных, юртовых казачьих обществ.                                                                                                                                                                                                                                                           

- В обязательном порядке для проверки выполнения требований при проведении конкурса комиссия должна выезжать в каждый кадетский корпус, чтобы воочию увидеть, каким образом там реализуется казачий компонент. Финальная часть конкурса должна проводиться в присутствии всех финалистов, чтобы они видели друг друга и могли оценивать себя со стороны, - считает Николай Долуда.

Кроме того, Николай Александрович подчеркнул значимость системы казачьего образования, развитие которой стоит в ряду первоочередных задач проекта Стратегии государственной политики в отношении российского казачества на период до 2030 года.

- Президент создал новую структуру - Всероссийское казачье общество, потому что видит в казаках огромнейший потенциал. Важным вектором развития российского казачества является именно патриотическое воспитание подрастающего поколения, забота о светлом будущем нашей страны, - уверен казачий генерал. - Поэтому это направление никак не должно проседать. Для эффективной работы необходима серьезная поддержка на уровне министерства.

За последние годы Кубань лидирует в организации работы казачьего образования. Причем система выстроена, начиная с казачьих детских садов, заканчивая кадетскими корпусами и профессиональными образовательными организациями. Положительный опыт работы показали колледжи, выпускающие учителей казачьих классов, профессионалы, знающие систему изнутри.

Обращаясь к участникам заседания, заместитель Министерства просвещения РФ Виктор Басюк пообещал, что в рамках нацпроекта «Образование» министерство готово способствовать проведению мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание, сохранение исконных ценностей, которые передаются казаками из поколения в поколение.

Заместитель атамана Константин Перенижко озвучил вопросы, касающиеся конкретных пунктов положения о проведении Всероссийского смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус».

- Во-первых, необходимо четко прописать критерии оценки каждого этапа конкурса. Во-вторых, объявление результатов должно проходить своевременно, чтобы участники, выбывшие на определенном этапе из конкурса, не тратили ресурсы на дальнейшую подготовку. И, наконец, что касается проведения спартакиады допризывной молодежи. Силы участников должны быть равны, в команды отбираются только казаки, а не профессиональные спортсмены. Поэтому следует организовать проверку прибытия команд перед началом конкурса.

По словам Анны Тимофеевой, в этом году площадкой проведения Всероссийского смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус» станет город Курск, а игра «Казачий сполох» пройдет в Брянске.