Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Просветитель протоиерей Кирилл Россинский

23.01.2012. Количество просмотров: 206

С.А. Раздольский

К началу XIX в. в распространении христианства на Северном Кавказе православная церковь испытывала большие трудности. Они были обусловлены отсутствием должного внимания к вопросам миссионерства в регионе со стороны государства. Постоянное вмешательство светской власти в дела церкви все больше превращало церковную организацию в разновидность государственного аппарата. Частый передел границ Северо-Кавказской епархии привел к тому, что влияние церкви на жизнь всего Северного Кавказа было фактически устранено. Этим объясняется решение черноморского казачества выбирать духовенство из своей среды, а не ждать назначения из Астраханской или Донской епархий. Слабая поддержка официальной церковью духовенства Северного Кавказа привела к сокращению числа православных церквей в станицах с традиционным вероисповеданием. Православное влияние на казаче¬ство ослабевало. Многие начали склоняться к вероучению раскольни¬ков и сектантов, бежавших в начале XIX в. на Северный Кавказ от преследования властей.

К этому времени Северный Кавказ являлся центром сектанства, с которым успешно боролись миссионеры Кавказской епархии. Их успехи обусловлены глубокой убежденностью русских миссионеров в правильности своей деятельности: она основывалась на стремлении к духовному преображению человека, изменению его нравственного облика. Все это можно требовать от других только тогда, когда сами проповедующие бережно относятся к человеку, его личности, не прибегая к насилию в вопросах вероисповедания. Образцом миссионерского служения является протоиерей Кирилл В. Россинский: его деятельность, начавшаяся в первые годы XIX в., оставила после себя глубокую память среди кубанского казачества.

По мнению Щербины, «протоиерей Россинский был редкою для своего времени личностью. Он, можно сказать, целой головой стоял выше той административно-служебной среды, в которой ему пришлось вращаться всю свою жизнь. По образованию и по уму не было равного в войске. По энергии и бескорыстию он был также единственным в своем роде общественным деятелем. Будучи духовным пастырем, он всю свою жизнь и состояние посвятил делу народного просвещения, и умер никем не оцененный, положительно бедняком» (1).

Россинский приехал на Кубань в возрасте 27 лет, и с этого момента она прочно и навсегда вошла в его жизнь. Протоиерей Россинский, отмеченный войсковым начальством как человек честный, бескорыстный и деятельный, был не раз поощряем и духовными руководителями (2).

Благодаря его активной миссионерской деятельности на территории Екатеринодара в 1813 г. возникает ряд церковных строений: были построены церкви Во Имя Святой Екатерины в центре города, во Имя Святого Апостола Фомы на территории кладбища. В 1821 г. Россинский обращается с просьбой к князю Александру Николаевичу Голицину, ведавшему в то время духовными делами и народным просвещением в Санкт-Петербурге, а также бывшему президентом Российского Библейского общества, о разрешении открыть в «г. Екатеринодаре и окрест войска Черноморского, сотоварищества Библейского общества, для содействии в снабжении книгами Священного писания» (3). Такое разрешение было получено, и он приступает к активной работе, вовлекая в нее все больше своих единомышленников. Таким образом, Россинский как бы создавал духовенство, тесно связанное со своими прихожанами, которое могло удовлетворять религиозные потребности населения в образовании и культурно-нравственном поведении. «Не рассчитывая на средства казны и войска, он с книгой и кружкой в руках отправился по войску собирать пожертвования. Труды пастыря увенчались успехом: на собранные средства он выстроил 27 церквей и организовал войсковой певческий хор (4).

В деле просвещения Россинский не всегда имел материальную поддержку войскового начальства. Но несмотря на это, в 1806 г. ему удалось открыть в Екатеринодаре уездное начальное училище. Сам Россинский был назначен его смотрителем и законоучителем. Для преподавания предметов из разных городов были выписаны хорошие наставники. В 1811 г. к училищу были присоединены гимназические классы, что позволило в дальнейшем открыть гимназию. В августе 1818 г. трудами Россинского было открыто духовно-приходское училище, а первым смотрителем назначают его основателя. Для учеников местных училищ Россинским были составлены «Краткие правила Российского правописания». В 1818 г. Харьковская университетская типография выпустила в свет второе издание этих правил, которое финансировал полковник Черноморского войска. М. Дубонос. Одновременно с управлением духовенством всего войска Россинский собирал вокруг себя людей, которые тянулись к образованию и культуре.

Вклад Россинского в миссионерскую деятельность в Черноморском войске и среди коренного населения Кубани бесценен. Недаром в 1901г. в заметке «Кубанских областных ведомостей» от 16 апреля выражается желание большинства екатеринодарцев назвать одно из проектируемых зданий начальных училищ именем протоирея Россинского.


Примечания:


1 Городецкий Б.Н. Кирилл В. Россинский: литературные и общественные деятели Се¬верного Кавказа. Екатеринодар, 1913.
2 Попко И. Черноморские казаки. СПб. 1858.
3 Потто В.А. Кавказская война. От древнейших времен до Ермолова. Ставрополь, 1994.
4 Щербина Ф. А. История Кубанского Казачьего войска. Екатеринодар, 1910-1913, Т. 1-2
5 Щербина Ф.А. Происхождение казачьего выборного духовенства в Черномории."На Кавказе". Екатеринодар, 1910.
6 Кавказские горцы. Сборник сведений. М., 1992. Т. 3.
7 Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетическая проповедь и письма» мирянам. СПб. 1905. Т. 4.
8 Кавказские Епархиальные Ведомости. 1883. № 1-4.
9 Ставропольские Епархиальные Ведомости. 1880. № 8.
10 Ставропольские Епархиальные Ведомости. 1888. № 18.
11 РГИА (Российский Государственный исторический архив). Ф. 796. Оп. 126. Д. 1101
12 РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1938.
13 РГИА Ф. 796. Од. 148. Д. 621.
14 РГИА Ф. 796. Оп 158. Д. 1854.
15 РГИА Ф. 250 .Оп. 2, Д. 249.
16 РГИА. Ф. 249. Оп. I. Д. 787.
17 «Ходатайство Черноморского Казачьего войска перед Архиепископом Астраханским и Кавказским Преосвященнейшим Авраамом о награждении Кирилла Российско¬го митрой (Дело войскового атамана Черноморского Казачьего войска (1822-1824 гг.)» - РГИА, Ф.250. 0.2. Д.249- Л.56.


«Доношение. Войсковой наш протоиерей Кирилл Российский, служа при Екатеринодарском соборе в духовном правлении с 1803 г., проходит звание свое с примерным усердием, тем приобрел от всего войска отменное уважение и признательность, упражняясь в учености своей в проповедовании слова Божия на пользу душам христианским, утверждая то жизнью и поведением своим, аже меньше и сочинениями своими, издаваемыми в публику, обращает на себя особое влияние. С 1806 г. принял на себя должность смотрителя при новозаводимом здешнем городе Екатеринодаре Училища, которое трудами его и старанием его преобразовано в гимназию, 1820 г. торжественно открытую». - РГИА, Ф.250. 0.2. Д. 189 (редкий фонд).


«...6 сентября 1805 г за отличное усердие и труды на пользу церкви Высочайше пожалован фиолетовою бархотною скуфьею. За усердие по сбору за короткое время значительной суммы в пользу народного просвещения и за изъявление принять на себя должность смотрителя Екатеринодарского училища, хлопоты по устройству этого училища, исполнения должности этой без жалованья в течение 3-х лет, каковое отдал на содержание бедных учеников этого же училища, Высочайше пожалован 14 января 1806 г. камелавкою. В уважение отличной и ревностной службы Высочайше награжден 8 сентября 1810 г. крестом. За долговременное и добропорядочное служение и ревностное прохождение, а также за честное поведение награжден Высокопреосвященным Архиепископом 13 марта 1816 г. палицею для употребления при священнослужении». - Кияшко И.И. Войсковой протоиерей отец Кирилл Российский. Екатеринодар, 1913, т. XVIII.


Проблемы изучения и развития казачьей культуры. – Майкоп, 2000.–112 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Православие // Священники Войска

Рейтинг@Mail.ru