Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Священно- и церковнослужители и члены их семей Черноморского казачьего войска по материалам 7-й ревизии (январь 1816 года)

23.01.2012. Количество просмотров: 214

Бабич А.В., Самовтор С.В.

Ревизская сказка священно- и церковнослужителей и членов их семей, представленная ниже, датирована 1816 годом и является частью 7-й ревизии населения Черномории. Оригинал ревизской сказки хранится в фондах Государственного архива Краснодарского края (Ф.690. Оп.1. Д.4. Л.1-97). Документ делится на две части: в первой из них ("мужской") отмечены все лица духовного звания Черноморского казачьего войска (протоиереи, священники, диаконы, дьячки, пономари) и их дети мужского пола с указанием их возраста и положения на момент проведения предыдущей 6-й ревизии (1811-1812 гг.) и на момент текущей, 7-й ревизии; во второй части ("женской") отмечены жены священно- и церковно¬служителей и их дочери с указанием возраста только лишь на момент проведения 7-й ревизии.

Сравнение данных 6-й и 7-й ревизий позволяет делать некоторые выводы о происхождении священно- и церковнослужителей, об их продвижении по службе, перемещении в другие приходы и т.д. Кроме того, можно отметить и некоторые демографические моменты: небольшая продолжительность жизни среди мужчин – лица старше сорока, показанные по 6-й ревизии, к 1816 году зачастую числятся уже умершими, а перешагнувших пятидесятилетний рубеж крайне мало; значительная детская смертность среди мальчиков.

К сожалению, отсутствие данных по 6-й ревизии в "женской" части документа не позволяет однозначно судить о продолжительности жизни у женщин и смертности среди девочек. Тем не менее, некоторые косвенные признаки позволяют предположить о схожей демографической ситуации и среди женщин. Так, в ряде случаев мы видим отсутствие супруги у некоторых священников. Известно, что православный священник не может быть холостым (если не монашествующий) – он должен быть женат первым браком на девице, в случае смерти жены повторный брак исключен. Следовательно, эти, еще не старые, священники являются вдовцами. Можно отметить также и раннее замужество среди лиц духовного звания – в "женской" части ревизской сказки встречаются жены священно- и церковнослужителей 16, 15 и даже 14 лет.

В ревизской сказке 1816 года показаны ныне не существующие должности церковнослужителей – дьячки и пономари. Дьячками до 1868 года назывались псаломщики. Должность пономаря также была упразднена в XIX веке. Пономарь зажигал в церкви свечи и лампады, звонил в колокола, прислуживал при богослужении и т.д.

Ко времени проведения 7-й ревизии, как это показывает документ, существовало три основных источника пополнения черноморского духов¬е-н¬ства: 1) дети лиц духовного звания Черноморского казачьего войска, назначенные на пономарские и дьячковские должности, рукоположенные в диаконы и священники; 2) духовенство нечерноморского происхождения, т.е. лица духовного звания, переведенные в Черноморское войско из других местностей, чаще всего из малороссийских губерний; 3) лица, принятые из казаков на пономарские и дьячковские должности, т.е. духовенство в первом поколении, некоторые из них, как показывают материалы последующих ревизий, в дальнейшем рукополагались в диаконы и священники и становились родоначальниками священнических династий. В документе представлены и другие случаи (значительно реже), когда дети духовенства переводились в казачье сословие. Так, например, сын умершего в 1800 году протоиерея Романа Порохни Степан, имевший согласно 6-й ревизии 13 лет от роду, по 7-й ревизии значится уволенным в Черноморское войско.

В ревизской сказке представлена целая галерея незаурядных личностей, оставивших след в духовной жизни Черномории. Достаточно упомянуть войскового протоиерея Кирилла Россинского – талантливого церковного администратора, писателя, просветителя, строителя церквей и первых учебных заведений Черномории. В селении Полтавском при Обрезанской одноприходной церкви служил дьячком Диомид Попка, отец известного кубанского историка и писателя И.Д.Попки, также перешедшего в войсковое сословие и дослужившегося до чина генерал-лейтенанта. По ревизии 1816 года Диомид Попка еще холост и бездетен, впоследствии он был рукоположен в сан священника и служил при Троицкой церкви селения Тимошевского (с 1842 года – станицы) около 50 лет, вплоть до своей смерти в 1872 году. Оставил уникальную летопись прихода.

Следует отметить, что на момент ревизии 1816 года Черноморское казачье войско входило, в духовном отношении, в состав Екатеринославской епархии (со 2 декабря 1803 по 10 июня 1820 года), которую возглавлял с 10 января 1808 года епископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Гаий (Токаов), впоследствии епископ Астраханский и Кавказский.

Все имена и фамилии, а также названия церквей и населенных пунктов в публикуемом документе даются в современной орфографии, но с сохранением оригинальных особенностей их первоначального произношения.


Опубликовано в сборнике: Кубанский сборник / Под ред. О.В. Матвеева. Краснодар, 2007. Т.2 (23). С.357-401


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Православие // Священники Войска

Рейтинг@Mail.ru