27 октября в городе Армавире Краснодарского края состоялась VIII международная Кубанско-Терская научно-практическая конференция «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа», посвященная памяти одного из основателей данного научного проекта доктора исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Чечено-Ингушской АССР и Кубани, академика - руководителя научной Школы Международной академии наук Виталия Борисовича Виноградова. Конференция собрала 536 участников, среди которых более ста докторов и кандидатов наук, а также учителя классов казачьей направленности, студенты, представители казачьей общественности из разных городов Российской Федерации и Украины. В материалах конференции нашли отражение археологические, этнографические, исторические и иные аспекты изучения казачества, что свидетельствует о возрастании внимания исследователей к его изучению. Значительное место на конференции уделено проблемам педагогики казачества.

Пленарное заседание началось с выступления детского казачьего фольклорного ансамбля «Ладо» и фольклорной группы «Маруся» из города Гулькевичи, которые исполнили аутентичные песни линейных казаков. С приветствием к участникам конференции обратился первый заместитель главы администрации города Армавир А.В. Руденко, который отметил вклад армавирских ученых в сохранение культурно-исторического наследия линейного (кубанско-терского) казачества.

Живой отклик у собравшихся вызвали доклады доктора исторических наук, доктора философских наук, заведующего кафедрой Южно- Российского государственного технического университета А.П.Скорика (г. Новочеркасск); доктора культурологии, профессора Ставропольского государственного педагогического института А.Ф. Григорьева (г. Ставрополь); доктора исторических наук, заведующего лабораторией Южного научного центра РАН А. В. Венкова (г. Ростов-на-Дону); руководителя учебно-методического центра синодального комитета по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви И.А.Котиной (г. Москва).

Профессор, доктор педагогических наук, декан ФТЭД АГПА Р. А. Галустов в своем выступлении рассказал о системе подготовки учителей для работы в классах казачьей направленности, которая складывается в настоящее время на факультете технологии, экономики и дизайна АГПА. «Мы – первопроходцы. Наш опыт, пока что, уникален»,- подчеркнул Роберт Амбарцумович.

Следует особенно остановиться на выступлении доктора педагогических наук, профессора Воронежского государственного педагогического университета, Заслуженного деятеля науки РФ Е.П. Белозерцева (г. Воронеж). Доклад Евгения Петровича был посвящен проблемам отечественного образования и использования в воспитательной практике богатейшего исторического наследия казачьей культуры. «Мы имеем дело с историко-культурным наследием казачества, которое характеризуется как выдающееся, общепризнанное, имеющее непреходящую ценность не только для национальной, но и мировой культуры», - подчеркнул выступающий.

После обеденного перерыва конференция продолжила свою работу в двух секциях «История и этнография казачества» и «Педагогика казачества». Напряженная, но интересная дискуссия продолжилась до позднего вечера. Участники конференции делились своим опытом и достижениями, рассказывали о проблемах, ставили цели на будущее.

Как всегда, не хватало времени для общения и это то немногое, что просили учесть собравшиеся - проводить форум в следующий раз в течении двух дней.

Некоторые участники оставили свои отзывы. Вот один из них: «Конференция очень понравилась. Высокий уровень, как содержания, так и организации. Можно сказать, что прошла на одном дыхании. Очень органичный сплав науки, культуры и практики. Спасибо! - заместитель председателя Кубанского братства имени Святого Благоверного Великого князя Александра Невского А.Ю. Петрик».

По итогам конференции собравшиеся приняли резолюцию, с которой можно ознакомиться на сайте Кубанского казачьего войска. Очередная IX Кубанско-Терская научно-практическая конференция «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа», состоится в октябре 2014 года в Армавире.


Лукаш С.Н., заместитель атамана Лабинского отдела Кубанского казачьего войска, доктор педагогических наук  

 



Резолюция восьмой Международной Кубанско-Терской научно - практической
конференции «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа»

 

27 октября 2012 г. в городе Армавире Краснодарского края состоялась VIII международная Кубанско-Терская научно-практическая конференция «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа», посвященная памяти одного из основателей данного научного проекта доктора исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Чечено-Ингушской АССР и Кубани, академика - руководителя научной Школы Международной академии наук Виталия Борисовича Виноградова. Конференция собрала 536 участников, среди которых более ста докторов и кандидатов наук, а также учителя классов казачьей направленности, представители казачьей общественности из разных городов Российской Федерации и Украины. В материалах конференции нашли отражение археологические, этнографические, исторические и иные аспекты изучения казачества, что свидетельствует о возрастании внимания исследователей к его изучению. Значительное место на конференции уделено проблемам педагогики казачества. 

Достигнутые успехи в изучении линейного (кубанского и терского) казачества высветили и определенные проблемы. Участники конференции, заслушав и обсудив доклады, признали необходимым принять следующие рекомендации:

1. Продолжить проведение в Армавире международных Кубанско-Терских научно-практических конференций и поддерживать аналогичные проекты в других городах. Провести очередную конференцию «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа» в октябре 2014 года.

2. Обратить внимание атаманов казачьих Войск Юга России на тот факт, что потенциал научно-творческой казачьей интеллигенции используется не в полной мере, обрекая тем самым казачество на повторение ошибок прошлого, сдерживая его поступательное развитие.

3. Самим фактом проведения Кубанско-Терских научно-практических конференций всемерно поддержать идею «казачество без административных границ», привлекая деятелей науки и искусства разных краев и областей для обсуждения вопросов казачьей проблематики, формируя единое культурно-образовательное пространство казачества Юга России и Украины.

4. Подчеркнуть, что актуальнейшей политической проблемой на Юге России остается миграция славянского населения из ряда республик Северного Кавказа и постепенное втягивание в этот процесс юго-восточных районов Ставрополья. Данное тревожное обстоятельство требует разработки комплекса совместных мер со стороны казачества Юга России (терского, кубанского, донского), сдерживающих эту негативную тенденцию.

5. Отметить, что в результате опытно-теоретических разработок ученых и поисков учителей-практиков в отечественной системе образования выделена концепция воспитания, базирующаяся на социокультурном подходе – ПЕДАГОГИКА КАЗАЧЕСТВА, использующая в педагогическом процессе воспитательный потенциал, традиции и инновации казачьей культуры. Педагогика казачества актуальна в свете задач консолидации российской нации, стоящих перед отечественным образованием, развивает российскую традицию народовластия, способствует патриотическому воспитанию подрастающих поколений, выступает традиционным российским истоком личностно-ориентированного образования на Юге России.

6. Учитывая признанный авторитет международной Кубанско-Терской научно-практической конференции «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа»;
- имея в виду многолетний опыт целенаправленной историко-культурной, социально-педагогической, организационной деятельности ее основных участников;
- намереваясь оптимально использовать историко-культурный потенциал региона (воспитательные традиции кубанского, донского и терского казачества; систему подготовки учителей для работы в классах казачьей направленности в Армавирской государственной педагогической академии; научно-педагогические школы академиков Е.В.Бондаревской, В.Б.Виноградова);
обратиться во вновь созданное Управление по общественным проектам при Президенте РФ с предложением профинансировать наиболее значимые проекты по педагогике казачества, ставящей своими целями подготовку нового поколения учителей для работы в классах казачьей направленности, воспитание человека российской культуры – патриота своего Отечества.

7. Ученым Краснодарского, Ставропольского краев, Ростовской области всемерно расширить научно-методическую поддержку образовательных учреждений, имеющих статус «казачье образовательное учреждение», классов и групп казачьей направленности. Усилить связь научной общественности с преподавателями-практиками казачьих образовательных учреждений. Обратиться к законодательным органам местного самоуправления с предложением оказания действенной помощи в укреплении материальной базы учебно-воспитательного процесса в указанных учреждениях.

8. В ближайшее время сосредоточить усилия исследователей на изучении:
- вклада линейного казачества в обустройство южнороссийских границ и установления тесных взаимоотношений с народами Северного Кавказа, 
- участия линейцев в войнах и революционных потрясениях ХVII- начала ХХ в.,
- развития линейного (кубанского и терского) казачества в советский и постсоветский периоды,
- способствовать расширению источниковой базы исследования линейного казачества.

9. Шире использовать возможности издательства «Ставролит» для публикации материалов о линейном казачестве.

10. Продолжить и расширить на базе факультета технологии, экономики и дизайна Армавирской государственной педагогической академии подготовку учителей для работы в классах казачьей направленности. Организовать на базе Армавирской государственной педагогической академии казачий студенческий спасательный отряд.

11. Разработать научно обоснованную систему сохранения и передачи казачьих традиций. Подготовить методическую литературу, комплекс учебно-воспитательных материалов, направленных на воспитание у молодого поколения традиционных ценностей и идеалов казачьей культуры.

12. Обратиться в Министерство образования и науки Краснодарского края с предложением о направлении в Армавирскую государственную педагогическую академию учителей-классных руководителей, работающих в классах казачьей направленности, на курсы повышения квалификации по направлению «Педагогика казачества: теоретические и практические аспекты реализации в образовательных учреждениях».

13. Вести через средства массовой информации просветительскую работу, направленную на пропаганду исторического наследия кубанских линейцев, как одной из неотъемлемых частей Кубанского казачьего войска, ведущего свое начало из российской историко-культурной традиции по старшинству Хоперского казачьего полка (1696 год).


Резолюция принята на совместном заседании секций VIII международной Кубанско-Терской научно – практической конференция «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа» 27 октября 2012 года.


Сопредседатели оргкомитета:

Великая Н. Н., доктор исторических наук, профессор АГПА 
Лукаш С. Н., заместитель атамана Лабинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска, доктор педагогических наук, профессор АГПА