Леуцкий В.П.
Федин Р.И.

В настоящее время, практически никто не оспаривает того, что физическая активность, физические упражнения могут улучшать как соматическое, так и психическое здоровье.

«Высокая стрессогенность социально-экономических факторов, экологических условий и стиля жизни в современном обществе обусловливает прогрессивное снижение в последние годы уровня психофизического состояния и психосоциального здоровья населения [12] (Государственный доклад о состоянии здоровья,1995). В связи с этим особую актуальность приобретают поиск наиболее адекватных путей и методов укрепления психофизического состояния населения и разработка оздоровительных технологий, способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровый стиль жизни. (Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения (аналитический обзор. П.В.Бундзен, О.М.Евдокимова, Л.-Э.Унесталь, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Скандинавский международный университет, Оребро, Швеция).

К рекомендациям по укреплению психического здоровья авторы относят:
1) использование умеренных и постепенно возрастающих по интенсивности аэробных нагрузок;
2) обязательное включение в комплекс упражнений дыхательной направленности, которые способны в значительной степени компенсировать явления энергодефицита;
3) использование в комплексе физических упражнений на развитие гибкости, равновесия, стато-кинетической устойчивости с целью их влияния на такие психические качества, как уверенность в себе, спокойствие, а также на личностную самооценку;
4) применение комплексов релаксационных упражнений, медитативных поз, упражнений для коррекции осанки, для нормализации процессов кортико-висцеральной саморегуляции и потенцирования психической релаксации.

Авторы подчеркивают, что рекомендации по использованию физических упражнений для повышения физической подготовленности и укрепления психического здоровья существенно отличаются.

Основные характеристики физических упражнений, оказывающих максимальный положительный эффект на психику [36], следующие:
1) аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания;
2) отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов;
3) конкретные, точно определенные пространственными и временными характеристиками;
4) умеренные по интенсивности;
5) продолжительность по времени не более 20-30 мин;
6) регулярные, включенные в недельный график;
7) приносящие удовольствие.

Традиционные (народные) средства физического воспитания изначально включали в себя элементы психофизического тренинга.

Их изучение дает возможность студентам использовать полученные знания для совершенствования физических качеств, психофизического состояния, приемов обучения и совершенствования педагогического мастерства.
1.1. Психофизическая техника «Благодать» была показана атаманом Хуторского казачьего общества «Ореховатое», Леуцким Виктором Петровичем. По его словам, данное упражнение использовалось казаками для восстановления сил и душевного равновесия после тяжелых физических нагрузок или после боя. Техника прошла «обкатку» со студентами и подтвердила ее предназначение.

Название техники – «благодать» - передает то состояние, которое достигается при его выполнении.


Открыть в Word, прочесть или скачать статью целиком, с иллюстрациями

0.79 Мб