Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Социология

20.11.2013
Очевидно, значительная часть белорусов (в документах первой половины XIX в. – «литвины») осела на Кубани в ходе организованных правительством переселений малороссийских казаков в 1792–1849 г. «Литвины», жители северной Украины, присутствовали в составе Черноморского казачьего войска в 1792 г. В переписи 1794 г. практически в каждом курене Области Войска Черноморского встречаются представители этномаркирующей фамилии Литвин (Литвын).
20.11.2013
Унификация восточнославянских этнических культур способствовала развитию и общих идентичностей. Сословная принадлежность в представлении кубанцев зачастую значила больше, чем этническая. В определённой степени имело место и особое самосознание украинцев Кубани. «Мы не украинцы, мы кубанские хохлы» - воспринимали себя некоторые из них. Так же  «хохлами» называли себя жители черноморских станиц, которые определяли свою этничность как промежуточную между русской и украинской. «Мы усе хохлы. Не то русские, не то украинцы».
20.11.2013
Проблематика того, когда и при каких обстоятельствах на Кубани, Северном Кавказе появились поляки, затронута в ряде работ дореволюционных и современных исследователей. Следует отметить, что более подробно рассмотрен насильственный аспект появления поляков на Кавказе, тогда как  малоисследованной остается тема добровольного переселения (по долгу службы или по собственному желанию) этнических поляков на юг страны.
20.11.2013
Станица Суворовская основана в  1843 г. на месте существовавшего когда-то аула Хатрамтук (что переводится как «Куток, земля Хатрамовых») и урочища Суворовская батарея. Тогда левобережная Кубань в районе крепости Анапа активно осваивается восточнославянскими переселенцами. По преданию, именно в этих местах переправлялся на левый, тогда ещё турецкий, берег р. Кубани в XVIII в. генерал А.В. Суворов для переговоров с черкесами. Возникновение же собственно населённого пункта Суворово-Черкесский связанно с формированием воинского подразделения дружественных России адыгов, преимущественно из натухайцев и шапсугов, названного Анапским горским полуэскадроном.
20.11.2013
Переселение крестьян из других регионов России в станицы и посёлки (хутора) Кубанской области во второй половине XIX века сопровождалось весьма благотворными экономическими последствиями. Лица невойскового сословия внесли большой вклад в развитие, как сельского хозяйства, так и промышленности.
25.03.2013

Переселение демобилизованных красноармейцев и их семей на Кубань осуществлялось с середины 1920-х годов из северных областей страны и Белоруссии. Это объяснялось необходимостью создания коллективных форм хозяйствования, поскольку коренное казачье население, имевшее крепкие хозяйства, не стремилось вливаться в колхозное строительство. Анализируя участие частей Красной армии в заселении станиц Кубани на примере станицы Полтавской, Н.С. Тархова приводит довольно красноречивые свидетельства того, что «создание красноармейских колхозов сопровождалось выселением из станиц местного населения».

27.01.2013

Основателями кубанских станиц и их основными жителями в течение первой сотни лет были казаки. Вместе со своими семьями они составляли казачье сословие, основными занятиями которого были военная служба и хлебопашество. Работа на земле, выращивание зерновых и других культур, скотоводство, переработка сельхозпродукции – основа экономического благополучия Кубанской области, её станиц и хуторов, каждой отдельно взятой семьи. Начиная с середины XIX в. в казачьей среде начала формироваться иная сословная группа – иногородние, не казаки. Сначала таковыми были мастеровые люди – кузнецы, плотники, шорники, сапожники и др., затем их ряды стали пополнять наёмные, в основном – сезонные работники-промысловики, предприниматели в сфере торговли, переработки сельхозпродукции и пр.

22.01.2013

Важными компонентами характеристики казачества как определенной исторической системы являются этничность и сословность. Исследователи постоянно подчеркивают синтез этнического и сословного в казачестве. Этничность, на наш взгляд, следует рассматривать как внутреннюю характеристику системы, а сословность как внешнюю оболочку, через которую шел процесс «вживления» в российскую историческую систему.

19.01.2013

Рассмотрим некоторые аспекты начального этапа урбанизационного перехода и его специфику в условиях Кубани. Перепись 1897 г. отнесла к городским поселениям только поселения, признанные городами официально, в административном порядке, т.е. лишь губернские и уездные города. При этом в число городских поселений были включены некоторые уездные центры, характер занятия населения которых был связан в большей мере с сельским хозяйством, в то же время в их число не попали многие индустриальные центры: торгово-промышленные села, фабричные и кустарно-ремесленные местечки и селения. В 1897 г. численность городского населения в общей численности населения страны в современных границах составляла 13,4%, население преимущественно было сельским. Доля горожан в Кубанской области составила 11,5% от всего наличного населения области.

16.01.2013

До сих пор не утихают начавшиеся давно споры о природе казачества: одни исследователи считают казаков особым этносом, другие – настаивают на социальном характере общности, большинство же отмечает сочетание этнического и сословного, расходясь в их соотношении.

09.01.2013

В конце ХIХ – начале ХХ вв. буржуазия России была реальным социальным фактором, особенно в последнее десятилетие существования монархической власти. Она играла заметную роль не только в хозяйственной, но и в общественно-политической сфере. В это время земельная площадь Кубанской области и Черноморского округа составляла ок. 9,3 млн. дес. земли. В Кубанской области из 8,7 млн. дес. земли большая часть (свыше 6 млн. дес.) принадлежала казачеству. В Черноморском округе (с получением нового статуса она стала самой маленькой губернией России) значительная часть земельных площадей принадлежала казне: 446 тыс. дес. из 672 тыс. дес. В связи с ростом войскового населения и периодическими переделами наделы казаков постепенно уменьшались, к 1890 г. они уже составляли 18 дес. земли.

20.07.2011

Геополитическая ситуация расселения казаков и образ жизни их предков ориентируют современное казачество на консолидацию по этнокультурному признаку с акцентированием на деятельность служилого сословия (военная служба) и земледелие. Историк конца XIX в. Ф. Пономарев писал: «Казак – воин, наездник и вместе с тем должен был сделаться хорошим поселянином. Только в силу исторического своего образования и крайней необходимости мог он соединить в себе два такие противоположные начала, как война и земледелие. Близость предприимчивого неприятеля и беспрерывные столкновения с ним должны были сделать казака храбрым, смышленым и ловким, словом, удвоить их природные качества, а необходимость поддерживать себя и семью заставила казака крепко держаться источника своего благосостояния – земледелия и бдительно охранять свою безопасность и труд». Из этих двух взаимосвязан¬ных видов деятельности складывался образ жизни казака.

20.07.2011

Один из интересных и малоисследованных аспектов казачьей истории и культуры составляет круг вопросов, связанных с характеристикой межконфессиональных отношений внутри казачьего социума, а также обусловливающей их спецификой народной религиозности.

12.11.2010

История масштабных преобразований второй половины XIX в. в Кубанской области освещена недостаточно. К настоящему времени в достаточной степени изучены лишь мероприятия правительства, относящиеся к социально-экономической сфере (П.А. Шацкий, В.Н. Ратушняк, П.П. Матющенко), затронуты административно-территориальные преобразования (В.Н. Мальцев). О последствиях царской политики в социокультурном плане впервые заговорил Н.И. Бондарь. Ученый указал, что реформы, направленные на сохранение сословной замкнутости казачества стали одной из немаловажных составляющих этнообъединительного процесса последней трети XIX в., в результате которого появился субэтнос – кубанские казаки (1).

11.11.2010

К началу 60-х гг. XIX в. Северо-Западный Кавказ занимал особое место в Российской империи: завершалась Кавказская война, велась усиленная военная колонизация, и особо важной задачей для администрации было создать условия для стабилизации обстановки.

11.11.2010

В непростых условиях начинал свое служение на Кавказе Преосвященный Агафодор, епископ Ставропольский и Екатеринодарский. При Агафодоре произошло усиление борьбы с сектантством и старообрядчеством. Для борьбы с расколом и сектантством Священным Синодом, помимо приходских священников, были назначены около 250 специальных миссионеров. Усилить эту борьбу должны были 8 братств.

11.11.2010

К началу 60-х гг. XIX в. Северо-Западный Кавказ занимал особое место в Российской империи: завершалась Кавказская война, велась усиленная военная колонизация, и особо важной задачей для администрации было создать условия для стабилизации обстановки.

10.11.2010

В Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской республики (фонд Управления Георгиевского округа) хранятся именные списки жителей казачьих станиц Георгиевского округа – последователей хлыстовской (шалопутской) секты. Эти документы представляют интерес не только для изучения истории распространения сектантства на Северном Кавказе во 2-й половине XIX в., но и для исследования генеалогии казачьего населения, проживавшего на территории Георгиевского округа в этот период.

10.11.2010

На страницах массовых изданий многократно писалось о возвращении в 1962 г. на историческую Родину в СССР 1000 человек   потомков атамана Игната Некрасова, который в начале ХVIII столетия, после поражения крестьянского восстания под руководством Кондратия Булавина, увел свои отряды в Турцию.

10.11.2010

История Кубани, представленная через призму "движения соотношения полов", во многом повторяет основные черты общей истории Северного Кавказа.  В конце XVIII в. в регионе появляются две дисперсные этнографические группы восточно-славянского населения – Черноморское и Кавказское казачьи войска. Занимая новые земли, черноморцы "шли сюда с заранее намеченною целью переустройства казачества на началах "семейственного бытия"... Линейцы явились на Кубань с готовыми формами этой жизни, с сложившимся уже исторически семейным бытом. На стороне линейцев были поэтому известные преимущества. Им не требовалось тратить сил и энергии на то, чего недоставало черноморцам. У них уже была налицо женщина, как хозяйка, как мать, жена и необходимый член в общем строе казачьего быта".


    
    
Материалы 1 - 20 из 20
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Все
Рейтинг@Mail.ru