Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Под куполом белым летят казаки

02.08.2008. Количество просмотров: 238

 

Ради нескольких минут свободного полета они готовы часами сидеть в учебных классах, изучая теорию, а потом на земле оттачивать каждое движение, чтобы избежать ошибок и травм при отделении от самолета в воздухе. Небо для ребят из хуторского общества «Кубанский казачий кордон» давно стало смыслом жизни и делом, которому они готовы отдаваться до конца, не жалея ни сил, ни времени.

Несколько лет назад Александр Аммосов — атаман общества — воплотил свою мечту. И теперь благодаря его усилиям мальчишки обучаются прыжкам с парашютом, каждый раз доказывая самим себе, что голубые береты — их судьба.

— В Екатеринодарском отделе Кубанского казачьего войска заведено так: каждое общество выбирает свое направление работы с молодежью, — садясь на скамейку, поясняет Александр Афанасьевич.

Легкий ветерок обдувает нас со всех сторон, располагая к разговору. Немного помолчав, добавил:

— Я делал упор на военную подготовку, водил ребят на стрельбы, но мне всегда казалось, что могу сделать для них гораздо больше. И решил, что было бы неплохо, если мои ребята приобретут опыт прыжков с парашютом. Так возникла идея готовить их к службе в ВДВ.

Александр Аммосов тогда не знал, что это занятие станет та ким популярным. Просто хотел, чтобы мальчишки выросли настоящими людьми: сильными, мужественными, способными брать на себя ответственность и отвечать за поступки. Не один кабинет пришлось обойти, доказывая необходимость такой подготовки, прежде чем удалось приступить к занятиям. Непонимание и усмешки остались позади, зато теперь благодарность воспитанников служит настоящей наградой за приложенные усилия.

Чтобы попасть на службу в воздушно-десантные войска, а мальчишки из «Кубанского казачьего кордона» мечтают об этом со школьной скамьи, необходимо совершить всего три прыжка. Но и это по силам далеко не каждому. Идеального здоровья и большого желания недостаточно. Сила духа, целеустремленность и необузданная жажда новых, ни с чем несравнимых ощущений — вот, что заставляет этих мальчишек вновь и вновь приходить сюда.

Субботнее пасмурное утро. В воздухе пахнет дождем, но настоящего любителя высоты ничто не в силах оставить дома. Каждые выходные они приезжают на это
летное поле, где есть только небольшое ветхое здание с покатой крышей и огромный участок земли, заросший травой.

Сергею Севостьянову — семнадцать. Через год он пойдет в армию. А пока учится в  Краснодарском профессиональном лицее № 2 на электрогазосварщика. Самое главное, считает Сережа, — здоровье, чтобы можно было ставить новые личные рекорды. За его плечами уже четыре прыжка. И это — не предел. В общество Сергей пришел полтора года назад, о чем ничуть не жалеет. Здесь он нашел друзей и любимое занятие. В будущем  планирует освоить еще и альпинизм. Свое необычное увлечение объясняет тремя словами: «Тяга к высоте». Первый прыжок с парашютом помнит до сих пор. Месяц к нему готовился. Сейчас юноша не мыслит себя без воздуха. После армии мечтает вернуться в общество, чтобы внести посильный вклад в развитие Кубанского казачьего войска.

Неподалеку во дворе, среди таких же, как он, ребят, стоит ровесник Сергея — Андрей Буров. Увидев товарища, подошел поздороваться. Он также мечтает о службе в ВДВ. План-минимум по прыжкам уже выполнил. «Главное — не паниковать, — советует юноша, — и все получится». Атаману Александру Аммосову благодарен за хорошую подготовку к армии, а казачеству — за то, что научило любить Родину и Кубань.

А вот крепкий, широкоплечий и веселый Роман Кукин свой долг Родине уже отдал. Два месяца назад он вернулся из армии. Срочная служба и три года по контракту прошли незаметно. Хуторское общество «Кубанский казачий кордон» стало для него вторым домом. Здесь он с 14 лет. Тогда, как обычного мальчишку, его привлекла военная подготовка. «Очень кстати оказались те навыки и знания, которые приобрел в казачьем обществе у Александра Афанасьевича», — признается Роман. Еще в армии он поступил в Краснодарский университет МВД. Сейчас учится на третьем курсе и мечтает о работе в органах.

У этих ребят разный возраст, они из разных семей, но объединяет их общее увлечение. Они совершили равное количество прыжков с высоты 800 метров и сегодня готовятся к следующему. Но те, кто хочет получить истинный адреналин, уверяют рядом сидящие профессионалы, поднимаются в небо на четыре километра.

Отважиться на такое, как правило, могут только спортсмены, чье количество прыжков нередко переваливает за тысячу. И прыгают они не с круглым, а с так называемым парашютом «крыло», площадь «купола» которого не 82, а всего девять квадратных метров. Но начинать надо с малого.

— Системными занятия стали только три года назад. До этого занимались где придется. Не было ничего: ни места, ни снаряжения, ни тренеров, — продолжает разговор Александр Аммосов.

Тогда в 35-й школе он взял четырех мальчишек, один из них впоследствии стал летчиком, о чем раньше никогда и не думал. Александр Афанасьевич сам когда-то служил в авиации. За его плечами 72 прыжка и курсы нештатных инструкторов. Его младший сын Женя — будущий программист-юрист — тоже здесь. Как знать, может, когда-нибудь именно он продолжит дело отца.

На летном поле начался дождь. Где-то вдалеке прогремел гром. Но никто не расходится. Наконец подъехал и заместитель начальника авиационного спортивно-технического клуба «Сварог» — тренер Сергей Шкуропат. За его внешней простотой и добродушностью словоохотливого собеседника сразу и не поймешь, что в этих кругах он — личность легендарная. О своих заслугах предпочитает не говорить. При расспросах скромничает, отшучивается. Но двенадцать тысяч прыжков и почти тридцать лет в ВДВ — дело нешуточное. Четырехкратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта, испытатель парашютной техники совершил двенадцать мировых рекордов. Но при всех своих заслугах остался невероятно добрым. Он окинул взглядом ребят, что мнутся под навесом, ожидая начала занятий, улыбнулся и гордо произнес: «Вот она, наша смена».

За то, что клуб до сих пор не развалился, благодарить нужно Сергея Шкуропата, начальника парашютной службы Сергея Патракова, инструктора прогрессивного обучения Юрия Галушко и других. Личный энтузиазм помог преодолеть все трудности. Тогда оборудование покупалось на собственные средства. А кроме этого, нужно было платить и за аренду поля, и за топливо для самолета, и многое другое. Парашютный спорт — дело дорогое. И ребенку понятно. А вот помощи ждать особо неоткуда. Казачатам, можно сказать, повезло. Их мечты сбываются благодаря начальнику отдела по делам казачества и воен нослужащих Виктору Мочалову и его помощнику Александру Пащенко. Именно они пробивают финансирование из городского бюджета.

Сегодня у ребят сложная задача — научиться правильно укладывать парашют. Это требует времени и не терпит суеты. Малейшая ошибка, да и просто невнимательность могут привести к печальным последствиям. Ничего подобного, конечно, не случается, ведь каждый шаг  контролируется мастерами-профессионалами, но знать все равно нужно, чтобы ребята понимали — не в игрушки играют. Инструктаж проводили Вадим Матасов и Сергей Шкуропат. Надо было видеть, с каким спокойствием и терпением они это делали. К каждому подходили, если требовалось — объясняли повторно. Для начала под навесом ребята расстелили огромное полотнище ткани — так называемый «стол». Именно на нем укладывают парашют. Одному с задачей не справиться. Нужен напарник. Парашют вытягивается, распутываются стропы, а их 28, каждая пронумерована. А начинают — с четырнадцатой. Из-за красной нашивки она сразу бросается в глаза. Если потянуть на себя одну из строп, то образуется полотнище в виде треугольного паруса. Их-то и  «налистывают» одно на другое, пока все не кончатся. Работа монотонна и скучна. Вдруг обнаружилось, что один из парашютов порван. Сегодня ему уже не суждено парить в небе. Со стороны кажется, что запомнить все действия, а их очень много, невозможно, но для профессионалов это — обычное дело, доведенное до автоматизма. Точность и аккуратность — главные правила при укладке парашюта. Вся процедура у ребят заняла где-то час, а спускаться на землю с высоты 800 метров они будут примерно три минуты. Но мальчишки об этом не думают. Сейчас они в точности исполняют все распоряжения инструкторов и помогают друг другу.

И вот наконец парашюты уложены. Очень кстати последние капли дождя подсушило выглянувшее солнце, которое из-за туч озорно улыбалось. Теперь парашюты представляют собой не куски ткани с веревками, а аккуратные ранцы, весом 17 килограммов. Осталось только надеть их на плечи и не забыть про запасные, которые крепятся к животу. Они значительно легче — всего семь килограммов, но действуют безотказно. Надо сказать, парашюты, которые сейчас у ребят, разработаны еще в 80-е. Срок службы — двадцать лет. Как сказал Вадим Матасов, на самом деле служат они гораздо дольше. Конечно, есть и более современные модели, но эти считаются самыми надежными.

Ребята выстроились в длинную шеренгу согласно собственному весу, начиная с самого тяжелого — это важно. Именно в таком порядке они будут отделяться от самолета. Последние напутствия инструктора, как вести себя в воздухе и как приземляться. В первом заходе — двенадцать человек. К самолету «Л-410» они идут пешком, лишь изредка переговариваясь. У трапа еще раз репетируют отделение и проходят в салон. Здесь их уже ждет выпускающий, который еще раз должен проверить, вытащена ли шпилька из ранца, иначе парашют не раскроется, и зацепить трос. Самолет ревет так, что почти ничего не слышно. Ребята общаются с помощью жестов и мимики. Разгон, затем взлет. Ощущение, что тебя втягивает в сиденье, попросту — деревянную лавку, и при этом трясет так, что непременно хочется за что-то ухватиться. Теперь дороги назад нет. На борту есть закон — на землю никого не привозят. Остается одно — прыгать. Наверное, об этом сейчас думают ребята. Их лица сосредоточенны, брови слегка сдвинуты, глаза опущены. Сергей Севостьянов признался, что немного волнуется. Он прыгал ни первым, ни последним, а в середине. Когда нужная высота была набрана и его товарищи выпрыгивали один за другим, очередь, наконец, дошла и до него. Дверь самолета открыли вновь. Потом Сергей вспоминал, как смотрел вниз. Тогда ему казалось, что это длилось вечность, на самом же деле — всего несколько секунд. Ничего разглядеть так и не удалось — плотная облачность. Это, может, и к лучшему — не так страшно. Затем прыжок. Несколько секунд спустя выпускающий затаскивает на борт трос. К этому времени парашют автоматически раскрывается. Выталкивать из самолета на этот раз, а такое иногда бывает, никого не пришлось. Запасные парашюты не понадобились. На земле ребят встречал инструктор Вадим Матасов. Он стоял, запрокинув голову кверху и наблюдал, как в небе один за другим с небольшим интервалом раскрываются белые купола парашютов. Наконец, твердая почва под ногами и счастливые улыбки на лицах ребят. Все прошло успешно. Парашюты опустились, как перышки. Правда, приземлиться в четко обозначенном месте смогли не все. Управлять парашютом тоже надо уметь. Троих ребят унесло немного в сторону — в густую траву. Это не страшно. У них есть еще время наверстать упущенное. И приступить ребята намерены, не откладывая, прямо со  следующей недели.

Полина Поцебнева

Кубанский казачий вестник № 30// г. «Кубанские новости» от 02.08.08 г.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Спорт // Казаки - спортсмены

Рейтинг@Mail.ru