Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Произведения русских ювелирных мастерских XIX – начала ХХ веков в коллекции регалий Кубанского казачьего войска

18.04.2013. Количество просмотров: 3166

Н.А. Корсакова,
старший научный сотрудник
КГИАМЗ им. Е. Фелицына.
г. Краснодар

Коллекция регалий Кубанского казачьего войска формировалась в течение XVIII – начала ХХ веков. До 1920 г. эти предметы хранились и экспонировались в столице Кубанской области Екатеринодаре. С 1920 по 2009 гг. казачьи реликвии находились в изгнании. Казачество хранило коллекцию в музеях г. Белграда в Сербии, перемещало в годы Второй мировой войны в другие страны Европы – Австрию, Германию, затем в музеи Нью-Йорка и г. Ховелла в США [1]. Регалии отражают не только военную историю Кубанского казачества, но и историю культуры Российского государства.

В 2007–2010 гг. регалии были возвращены на свою историческую Родину и экспонируются в Краснодарском музее-заповеднике [2].

Среди регалий особый интерес вызывают подарки российских императоров за верную службу Отечеству эпохи императрицы Екатерины II и последующих императоров, выполненные из драгметаллов в русских ювелирных мастерских. Это: серебряные с глубоким золочением блюда, серебряные папки-ковчеги для грамот императоров Александра III и Николая II, украшенные эмалями папки для приветственных адресов к 100-летнему юбилею Его Императорского Величества Конвоя и 70-летнему юбилею атамана ККВ и начальника Кубанской области М.П. Бабыча.

Позолоченное серебряное блюдо с надписью «Дар Великой Екатерины Войску Верному Черноморскому. 13 июля 1792 г. в Царском Селе. Через Войскового Судью и Кавалера Антона Головатого» [3]. Диаметр блюда 51 см, вес 2,5 кг. Оно было преподнесено императрицей к жалованной грамоте на вечное и потомственное владение кубанской землей в 1792 г. Изготовлено из гладкого листового серебра с глубоким золочением в технике дифовки. Декор блюда оформлен орнаментальными мотивами. По борту идет рельефная чеканная гирлянда, украшенная в местах соединения бантами и цветами. В двух листах на гирлянду наложены геральдические щиты. Во главе каждого щита находятся императорская корона, в оконечности – волнистые параллельные лилии. Под гербом изображены перекрещенные знамена и жезл. Борта блюда украшены напаянным лиственным ободком. На борту имеются две группы клейм, которые указывают, что оно выполнено мастером М.К. Золотаревым в г. Калуге по заказу императорского двора. Переклеймение произведено в Петербурге мастером Н. Мощалкиным [4].

Пожалованное блюдо имеет как историческую, так и художественную ценность. Это прекрасный памятник ювелирного искусства русских мастеров. Громадная мемориальная значимость этого предмета, как подарка Великой императрицы, связана с событием поистине геополитического значения – переселением Черноморского казачьего войска на Кубань.

Второе блюдо относится к эпохе царствования императора Александра I. Выполнено оно из серебра, с глубоким золочением, диаметр 45,5 см, вес 2 кг. Изготовлено в технике чеканки, ободок украшен геометрической сеткой [5]. По центру блюда расположен вензель «А I» с короной. Композицию обрамляет венок из лавровых ветвей. Императором Александром I была дана Черноморскому казачьему войску грамота, подтверждающая права и обязанности казаков-черноморцев [6]. На внешней стороне блюда имеются два клейма и датировка: «М.К.», «В.П.», «1817 г.» [7].

Третье блюдо в коллекции регалий датируется 1896 годом, подарено оно императором Николаем II к празднованию 200-летнего юбилея ККВ [8].

Блюдо изготовлено из серебра с глубоким золочением, диаметр 54 см, вес 2 кг 500 г, украшено растительным орнаментом. В верхней части нанесен штихелем герб Российской империи, внизу надпись «Кубанцы». По бокам, слева в розетке – изображение венка из лавровых и дубовых ветвей и дата «1696». Справа – дата «1896». В центре блюда углубление, в котором штихелем изображена композиция с атрибутами кубанских регалий: пушки, литавры, знамена, сигнальные полковые трубы, булава, шестоперы, кавказское оружие, седло со стременем. Имеются клейма мастерской известного ювелира Москвы М. Овчинникова. Опробировано в С.-Петербурге в 1896 г.

В коллекции регалий находятся два деревянных ковчега, типа четырехугольных закрывающихся папок для грамот императоров Александра III и Николая II. Император Александр III пожаловал грамоту ККВ в 1889 году 28 декабря. В ней утверждаются границы Кубанской области, права и обязанности ККВ [9]. Грамота императора Николая II также находится в деревянном ковчеге, посвящена 200-летнему юбилею ККВ [10]. Грамота пожалована 19 июля 1896 года. Папки изготовлены из дуба и по оформлению – прекрасный образец ювелирного искусства России.

Верхняя крышка ковчегов изготовлена из серебряной, позолоченной пластины с продольным орнаментом в русском стиле. В центре расположен медальон в технике эмали. Посредине, вверху – эмалевый герб Кубанской области и дата выдачи грамоты. Папки изготовлены мастерскими известных русских ювелиров М. Овчинникова и Хлебникова.

В коллекции кубанских казачьих регалий есть два произведения фирмы К. Фаберже, изготовленные в Петербурге: две папки с накладными серебряными позолоченными пластинами, выполненными в технике чеканки с использованием многоцветной эмали и фарфоровых медальонов. Уникальные вещи изготовлены по специальному заказу Кубанского казачьего войска фирмой Фаберже в Петербурге в 1911 и 1914 годах.

Первая папка – для приветственного адреса к 100-летнему юбилею Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Петербург, 1911 г. Чеканка, эмаль, зернь, фарфор. Клейма К. Фаберже. Папка кожаная, коричневого цвета, размер 4560 см, внутри обтянута муаром темно-бордового цвета [11].

На лицевой стороне папки закреплена серебряная с золочением пластина, размером 4055 см. На ней в технике чеканки изображены сюжеты из истории Императорского Конвоя, истории Кубанского казачьего войска. На углах пластины расположены четырехугольные, объемные розетки, украшенные ложной зернью и фиолетовым камнем. В верхней центральной части пластины находится изображение государственного герба Российской империи с накладным вензелем «Н II». Слева и справа закреплены четырехугольные рамочки с ободками. В них помещены фарфоровые фотокомпозиции. Слева рисунок – «Встреча казачьего разъезда с горцами», справа – «Джигитовка в Конвое», рисунок художника А. Гебенса. В центре серебряной золоченой пластины расположено накладное изображение герба Кубанской области в технике цветной эмали. Нижняя часть пластины состоит из сложной композиции, изображающей Регалии: четырех развернутых Георгиевских знамен с древками и навершиями, изображения пушек XVIII века, литавр, Георгиевских труб с лентами, пистолетов, шашек, булав, перначей.

В центральной части композиции расположена казачья папаха, размером 68 см. Вся историческая композиция выполнена в тончайшей технике чеканки. Складки знамен, кисти, ленты, орнамент оружия и пушек передают колорит подлинных предметов. На оборотной стороне папка имеет четыре изящные ножки в форме казачьих головных уборов – папах с красным эмалевым верхом.

Вторая папка также выполнена в таком же стиле фирмой Фаберже и посвящена 70-летию выдающегося деятеля Кубанской казачьей истории и 50-летию служения в офицерских чинах, атаману М.П. Бабычу (1844–1918). Императора Николая II и М.П. Бабыча связывали теплые отношения. Папка предназначалась для приветственного адреса. Изготовлена в 1914 г. в Петербурге. Чеканка, эмаль, зернь, фарфор. Клейма К. Фаберже. Папка кожаная, коричневого цвета, размер 4055 см., внутри обтянута муаром темно-красного цвета [12].

На лицевой стороне папки закреплена серебряная пластина размером 3545 см. На ней в технике чеканки изображена композиция на тему истории Кубанского казачьего войска и деятельности Начальника Кубанской области в 1908–1917 гг. М.П. Бабыча. В верхней части пластины слева и справа по краю расположены круглые выпуклые розетки с камнем зеленого цвета. Вверху, в центре пластины – накладной герб Кубанской области с цветной эмалью и накладной буквой «L». По центральной части пластины надпись накладными золочеными буквами: «Родному Кубанцу Михаилу Павловичу Бабычу. Наказному Атаману Кубанского казачьего войска. 1864–1914». В нижней части пластины сюжет на тему Регалий. Изображены шесть пушек, литавры, булавы, перначи и атаманская насека, данная императором Николаем II в 1907 году. Между пушками прикреплены две фотографии на фарфоре. Справа на фото – изображение рисунка кубанского художника П. Косолапа (1834–1910) «Пластуны в засаде», слева – сторожевая вышка. В нижней части пластины расположены три розетки с фотографиями на фарфоре: изображение памятника казакам-черноморцам, открытого по инициативе Бабыча в ст. Тамань в 1911 г., войсковой храм в ст. Тамань и здание первой грязелечебницы в Тамани, построенной на средства атамана Бабыча. На обратной стороне папка имеет четыре ножки в форме казачьих головных уборов – папах с красным эмалевым верхом.

Кубанская история и ее святыни увековечены в ювелирных произведениях выдающихся российских мастеров.

Список использованных источников

1. Корсакова Н.А., Фролов Б.Е. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска. – Краснодар, 2012.
2. Фонды КГИАМЗ. Коллекция регалий ККВ. КМ-12380, 12561, 12985, 12381.
3. Фролов Б.Е., Корсакова Н.А. Дар Великой Екатерины // Антиквариат и коллекционирование. – 2010. Март. № 3. С. 32–35.
4. Фонды КГИАМЗ. КМ-12380/157.
5. Постникова-Лосева М.М.. Золотое и серебряное дело XV–XX веков. – М., 1983. С. 125.
6. Фонды КГИАМЗ. КМ-12380/10.
7. Фонды КГИАМЗ. КМ-12651/3.
8. Фонды КГИАМЗ. КМ-12561/10.
9. Фонды КГИАМЗ. КМ-12561/15.
10. Фонды КГИАМЗ. КМ-12561/13.
11. Фонды КГИАМЗ. КМ-12561/8.
12. Фонды КГИАМЗ. КМ-12561/1.


Научное наследие Фёдора Андреевича Щербины и современность: сборник материалов XIII научно- практической конференции «Научное наследие Фёдора Андреевича Щербины и современность», г. Краснодар, 22 февраля 2013 г. – Краснодар: ИМСИТ, 2013. – 348 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Символы ККВ // Регалии Кубанского казачьего войска

Рейтинг@Mail.ru