Казак и Черкешенка
Казак и Черкешенка
Быль казачьего рода Левченко
«Линейный казак — это единственный воин, который сражается, как артист, и находит удовольствие в опасностях. Рассказывают о невероятной храбрости этих людей». «Горцы (черкесы) меняли четырех донских пленных казаков за одного своего товарища, но линейного казака всегда только один на один».
Александр Дюма, французский писатель и путешественник.
А случилось это, братья-казаки, в далеком 1842 году в крепости «Белореченская» на берегу реки Белой. Перед аулом черкесов казаков встретила засада, и они, потеряв около трети отряда убитыми и ранеными, прихватив их с собой, рассыпались на мелкие группы и стали отходить к крепости «Белореченской».
Линейный казак Фаддей Левченко, 17-ти лет от роду, из многодетной семьи Ивана Левченко (казака-старовера родом из Полтавской губернии), оторвавшись от погони и основной группы казаков на своем резвом вороном, скакал вдоль берега реки Белой до ближайшего брода. И вдруг на берегу увидел молодую черкешенку, которая, сидя на плоском камне у самой воды, стирала одежду. Услышав стук копыт о прибрежную гальку, юная черкешенка стремглав вскочила на ноги и, грациозно обернувшись, посмотрела Фаддею прямо в глаза. И ухнуло куда-то вниз сердце казака, натянул он резко повод коня, захрапел вороной и затанцевал на месте, высекая копытами искры из гальки. Ошалел молодой казак от красоты юной черкешенки. А она, вскрикнув от неожиданности и страха, кинулась, как горная козочка, по тропе вверх, в сторону своего селения. Но Фаддей, пришпорив коня, в два прыжка догнал ее, подхватил бережно, посадил на лошадь впереди себя и поскакал наметом вдоль реки. Переправившись через реку и выехав в крепость, направил коня к своему куреню. О чем они говорили во время скачки, отрываясь от погони и переправляясь через речку Белую, теперь уже никто не скажет. Но Фаддей про себя твердо решил: эту юную черкесскую красавицу он возьмет в жены, и никто ему не помешает.
Прискакав во двор куреня, Фаддей ловко соскочил с коня и бережно снял с него черкешенку, поставив ее рядом с собой. Отец Фаддея грозно сдвинул брови, спросил у сына:
— Что, Фаддей, ясырку (т.е. пленницу) захватил? Молодец!
Но тот ответил:
— Нет, батя, люба она мне, в жены хочу взять.
Отец как отрезал:
— Не бывать этому. Ты наши обычаи знаешь. Она другой веры, магометанской. Иначе из куреня выгоню и прокляну.
Фаддей нахмурился и ответил:
— Нет, батя, я ее не брошу. В аул ей дороги нет. По сердцу она мне, батя.
Поклонился он до земли отцу с матерью, братьям и сестрам и сказал:
— Не поминайте лихом. Простите, ежели я кого обидел.
Собрав свои пожитки, оружие, посадил на вороного черкешенку, лихо вскочил в седло и поскакал в сторону Ставропольского шляха. По нему добрались они до Ставрополя, где поселился Фаддей с суженой своей на окраине, сняв угол у хозяина хаты. Сам стал работать в кузне подмастерьем. Бог Фаддея силушкой не обидел, а черкешенка подрабатывала вышиванием золотой и серебряной нитками женских поясов, головных уборов, платьев и сарафанов. По просьбе Фаддея черкешенка приняла православие (по старому обряду) и стала Агафьей. Фаддей называл ее всегда только Агафьюшкой или Гафьюшкой.
Потом, как водится, братья-казаки, дети у них пошли: первой родилась дочь Анна, потом дочь Ксения (Аксютка), дочь Екатерина (которая позже стала моей бабушкой), далее родился долгожданный сын Филарет и снова дочь Татьяна. Других шестерых их деток Бог прибрал во младенчестве, умерли они от разных болезней.
Когда же Фаддей и Агафьюшка неустанными трудами своими заработали денег, да и тесно им стало в одной комнате с детьми, они решили переехать ближе к земле и построить (или купить) свой домик. Стали они ездить по хуторам и селам Ставрополья и присматриваться- прицениваться. И решили остановиться на казачьем селе Благодатное, которое славилось своими черноземами, фруктовыми раскидистыми садами и хлебосольными жителями. Фаддей Иванович Левченко записался в казачью общину и стал работать кузнецом. Семья его получила два земельных пая в станичном юрту (на себя и сына Филарета), большой огород при доме, где развели они фруктовый сад и посадили огород. Завели себе двух лошадей, корову, овец, кур, гусей и уток.
Фаддей Иванович за трудолюбие, трезвость и честность пользовался большим авторитетом у казаков села Благодатное. Дважды его избирали атаманом казачьей общины, и длительный период он был казначеем. До глубокой старости Фаддей Иванович сохранил казачью выправку и стать и форму казачью снял только в 1922 году, после того как его вызвали в комбед и пригрозили, что вышлют всю семью вместе с детьми и внуками в Соловецкий лагерь на поселение. Он никогда не курил, не употреблял в разговоре «богохульных» слов (т. е. матерных слов и слово «черт»).
На казачьих сходах всегда говорил мало, но по делу и основательно. Соблюдал все посты. Спиртные напитки Фаддей Иванович употреблял по одной-две рюмки за один праздник.
Когда Фаддей Иванович «в года вошел», сил у него уже поубавилось, он из кузни ушел и занялся мелкооптовой торговлей. Запрягал он в бричку пару лошадей и развозил казачкам по хуторам и селам нитки шелковые для вышивки, материю разную, наперстки, иголки, булавки, пуговицы, мыло и спички. Ездил в любую погоду и днем и ночью, если был заказ на товар. Никого не боялся — от грабителей сам отбивался.
Скончался он в 1930 году, 105 лет отроду. Хоронили его всем селом. Агафья (черкешенка) пережила своего мужа на пять лет и скончалась в 1935 году, то есть в 110 лет. Итак, братья-казаки, в любви и согласии прожили они вместе около 90 лет.
Сын их, Филарет Фаддеевич Левченко, сложил свою голову за Отечество в Первую мировую войну, сражаясь в казачьем полку на русско-австрийском фронте, где был смертельно ранен осколком вражеского снаряда в одной из лихих конных атак.
А казаки села Благодатного Ставропольского края долго еще вспоминали Фаддея Ивановича Левченко, называя его между собой Старовером или Кузнецом, а его жену Агафью — Черкешенкой.
Игорь Кульков, подхорунжий Кропоткинского городского казачьего общества Кавказского отдела
Кубанский казачий вестник// г. «Кубанские новости», 24.10.09 г