Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Кубанское войско

Кубанское казачье
войско

+7 (861) 268-02-16
+7 (861) 268-02-16
Заказать звонок
E-mail
gu_kazaki@mail.ru
Адрес
г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 10
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Подать заявку
Кубанское войско
Кубанское войско
+7 (861) 268-02-16
Заказать звонок
E-mail
gu_kazaki@mail.ru
Адрес
г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 10
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Кубанское войско
Телефоны
+7 (861) 268-02-16
Заказать звонок
Кубанское войско
Подать заявку
  • +7 (861) 268-02-16
    • Телефоны
    • +7 (861) 268-02-16
    • Заказать звонок
  • г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 10
  • gu_kazaki@mail.ru
  • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00

Проблемы формирования стратегии и финансирования культуры на юге России

Проблемы формирования стратегии и финансирования культуры на юге России

М.Е. Галецкий

 

Проблемы формирования стратегии и финансирования культуры остаются неисчерпаемыми. Несмотря на массированное давление на традиционную культуру России со стороны средств массовой коммуникации, навязывающих потребительское, а порой примитивное отношение, рассчитанное  на неприхотливые запросы люмпенизированной  части населения, она есть и жива. Естественно, шоу-бизнес, рассчитывающий получить от своих вложений максимальную прибыль, идет на значительные траты, рекламируя свой товар.  В то же время государственные органы, в связи со слабым финансированием и материальной оснащенностью культуры, не могут что-либо противопоставить. В годы так называемой перестройки традиционная для  российского сообщества культура, сформированная на основе менталитета многих народов, проживающих в России, вдруг оказалась на задворках. Из числа «пострадавших», в наиболее плачевном состоянии было самодеятельное народное творчество.  Прекратившееся в одночасье  финансирование и моральная поддержка поставили его в разряд изгоев. Но даже в этих труднейших условиях, как теперь очевидно, многие коллективы, несущие в себе черты народной культуры, сохранили здоровый потенциал. Они не только успешно противостоят попкультуре, но и даже значительно выросли в своем мастерстве.

Народное самодеятельное искусство, как и раньше, передает свою «тональность» из поколения в поколение, и это дает основание думать, что никакая стилизация «под народ» не получит развития. Станет ли в дальнейшем народное самодеятельное творчество притяжением для поколений?  Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Уже сейчас, в период взаимовлияния и многообразия средств массовых коммуникаций, легко просчитать последствия. Настораживает отсутствие какой  бы то ни было четкой национальной программы для России, способной повлиять на сохранение и укрепление позиций  истоков культуры народов.

Характерным примером может стать возрождение народного творчества среди жителей станиц и хуторов Кубани и Адыгеи. История говорит о том, что после «расказачивания», когда даже упоминание слова «казак» считалось крамолой, культура этноса не так ярко, как хотелось бы, но сохранилась в обычаях и песнях людей. Всплеск рождения казачьих коллективов художественной самодеятельности пришелся на нестабильные в политическом и экономическом плане       90-е годы.

Сколько энергии и задора было в людях, взявшихся за поиск талантливых людей, способных сохранить и донести до слушателей колоритную мозаику музыкального, песенного и танцевального арсенала казачества, накопленного сотнями лет.  На этой благодатной почве и появился в 1992 году фестиваль казачьей песни, переросший в Региональный фестиваль казачьей культуры. До 70 коллективов и около 2000 человек-участников художественной самодеятельности собирает он на ставшем уже привычным за 10 лет своего существования поле стадиона п. Тульского, что в 13 километрах от Майкопа, столицы Республики Адыгея.  Характерной чертой этого фестиваля стало участие казаков из различных регионов России. Гран-при фестиваля учредило Министерство культуры России, а призовой фонд конкурса детских коллективов до последнего года финансировал «Конгресс Русских общин», возглавляет который председатель комитета по международным делам Госдумы России Дмитрий Рагозин. Фестиваль являлся все эти годы не только смотром-конкурсом для казачьих самодеятельных коллективов, но и стимулом к развитию самобытной культуры.

С каждым годом на региональном уровне шлифуют свое мастерство десятки коллективов Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области и республик Северного Кавказа: Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии. Заезжают и гости из Курска, Запорожья, Читы.  Конечно же, самое активное участие принимают  самодеятельные коллективы Республики Адыгеи.

Кроме песенного конкурса в рамках фестиваля проходят выставки прикладного самодеятельного творчества и научно-практические конференции, печатные материалы которых активно востребованы в обществе. Фестиваль казачьей песни постепенно перерос в фестиваль казачьей культуры.

Трудно себе представить, насколько сильно желание людей сохранить традиции своих предков. Учитывая значительные физические и материальные затраты, некоторые из них дают в год такое количество концертов, что профессионалам впору завидовать. Как пример - творчество детского ансамбля «Казачата».

Сегодня почти в каждом ауле Адыгеи можно встретить ансамбль народного танца адыгов. Особенно это замечательно получается у детей. Юным дарованиям есть с кого брать пример: великолепный танцевальный ансамбль «Нальмэс» и песенный «Исламей» известны  не только в Адыгее, но и за рубежом. Способствует пропаганде народного танца и песни адыгов отчасти и то, что многие вчерашние артисты, уйдя на пенсию по выслуге лет, возглавили коллективы художественной самодеятельности при домах культуры аулов и поселков.

Взаимодействие двух культур - казачьей и адыгской - говорит о многом. Разнообразие культур народов делает окружающий мир богаче и понятнее для всех. Громом аплодисментов сопровождаются  выступления национальных адыгских ансамблей, участвующих в открытии фестиваля казачьей культуры. Важно признать, что затраты на проведение мероприятий по возрождению народной культуры окупаются с лихвой. Местной власти не всегда удается изыскать средства для реализации подобных некоммерческих проектов по национальной народной культуре.  Как и везде, культура находится на последнем месте по финансированию. А уже сегодня требуются значительные затраты на костюмы, осложнилась мобильность коллективов из-за дороговизны транспортных услуг.

Человек создает себе среду обитания и мечтает о том, что она защитит его от несанкционированного вторжения кого и чего бы то ни было. Одной из составных частей среды обитания является культура. Понимая, что одному не преодолеть множество проблем, индивид идет на то, чтобы налоги, которые он платит государству, последнее накапливало и возвращало ему в виде комплексных услуг, в том числе и предоставляемых отраслью культуры. Вместе с тем, параметры распределения финансовых накоплений условно субъективны и неадекватны ожиданиям индивида. Учет этих ожиданий весьма относителен, а результат больше напоминает жертвенность со стороны государства, чем осознанную необходимость соучастия в поддержании жизнеспособности субъекта. На этом фоне региональная политика в области культуры в целом и в самодеятельном творчестве в частности держится скорее на эпизодическом участии в конкретном действе, чем на продуманном долгосрочном планировании результата.

    В этой связи не совсем оправдано, на взгляд автора, несколько прохладное отношение к самодеятельному творчеству у региональных финансовых держателей. Особо следует подчеркнуть – региональных, в число которых бесспорно входят как государственные органы, формирующие и исполняющие бюджет субъекта, так и частные и коммерческие  структуры, в той или иной мере  имеющие свободные финансы для вложения. С одной стороны, мы слышим овации в залах, когда выступают самодеятельные артисты. С другой  - вложение средств в   провинциальный   песенный   или   танцевальный  ансамбль считается непрестижным. Потребность в самодеятельных коллективах необходима постольку, поскольку это предусмотрено лишь одной объективной причиной – статистикой, фиксирующей в отчетах наличие таких коллективов.  Привычнее, когда ажиотаж и споры сосредоточены вокруг «раскрученных» профессиональных коллективов: это громкие имена, без особой рекламы заставляют зрителей заполнять залы.

У самодеятельного творчества, тихого и незаметного на этом шумном концертном поле участь иная - заполнять паузу. Но если оно исчезнет, будет пустота. Или же это место займет нечто чуждое для российского человека. Для России, где национальное многоголосие стало ее символом и, несмотря на политические катаклизмы, остается цементирующим элементом федерального устройства, важна принципиальная позиция и в культурной политике, которая способствовала бы сохранению этого многоголосия и национального колорита.   Не нов тезис, что через культуру идет самоидентификация нации, этноса. Этот язык понятен без перевода. В нем сфокусированы быт и менталитет,  философия народа - носителя культуры.

Анализируя фактическое состояние народной культуры, надо заметить, что во многом она зиждется больше на фанатизме отдельных представителей  того или иного народа, чем на продуманной финансово просчитанной программе. В бюджетах республик, краев и областей слишком незначительное место занимает это движение. Достаточно сказать, что финансово чаще всего подкрепляется только заработная плата руководителя - энтузиаста. 

Может ли государство получить эффект от вложенных в развитие культуры средств, если не финансировать сам процесс воздействия культуры на зрителей, читателей, слушателей? Риторический вопрос! Эффективность всецело заложена в подготовке высококвалифицированных кадров, способных продавать продукцию культуры, ибо мало создать продукт, надо умело его преподнести потребителю. На региональном уровне это оказалось проблемой и, практически, тормозом в развитии  и самореализации самодеятельных коллективов. Ушла в прошлое обязательность концертной деятельности  профессионалов, а для самодеятельного творчества она и вовсе стала недоступна.  Вторая,  наиболее острая для региона проблема – материальная база самодеятельного творчества, которая не может конкурировать с суперсовременным  оснащением  поп-звезд и столичных актеров разного уровня.

Формируя культурную политику региона, невозможно ее оторвать от общей ситуации, сложившейся как в политике,  так и в экономике. Но, вместе с тем, велико влияние культуры  на преодоление          нигилизма в обществе как к происходящему, так  и к реализации задач, поставленных жизнью.  Одной из форм преодоления такого нигилизма с помощью культуры остается массированное внедрение доступных и узнаваемых людьми форм переориентации сознания, к примеру, от чуждой российской территории музыкальной полигамности, зачастую агрессивной, внедряемой шоу-бизнесом стран Западной Европы и Америки, к традиционным, мелодичным, и, в большинстве своем, отдающим сентиментальностью произведениям, в том числе и самодеятельного народного творчества. Здесь должна быть общероссийская позиция с ее максимальной реализацией в регионах.  При изобилии концертных и иных зрелищных культурных мероприятий в мегаполисах, провинция вынуждена довольствоваться тем, что позволяют ей финансовые возможности, и это необходимо учитывать. Переход на централизованное планирование концертной деятельности, в том числе и достаточно высокопрофессиональных самодеятельных коллективов, при финансовой поддержке центра было бы на данном этапе стимулирующим фактором как для активизации творчества, так и  для решения более глобальных политических проблем по укреплению федерализма, достижения межнационального согласия и установлению монополии российской культуры и искусства на российской территории.

Вопросы казачьей истории и культуры. Вып. 2. Майкоп: «Качество», 2003.

19.12.2009

Возврат к списку




Подписаться на рассылку
+7 (861) 268-02-16
+7 (861) 268-02-16
Заказать звонок
E-mail
gu_kazaki@mail.ru
Адрес
г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 10
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
gu_kazaki@mail.ru
г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 10
© 2023 Кубанское казачье войско
Политика конфиденциальности